старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников

Ограничение по возрасту 16+ Ограничение по возрасту 16+
Союз образовательных сайтов Союз образовательных сайтов

Альфонс Муха

 

Альфонс Муха

Рисунок девушки

Муха родился в I860 году в Моравском городке Пванчице. Его отец был судебным исполнителем, то есть относился к низшим слоям буржуазии. Семья жила в том же доме, где находилась местная тюрьма. Альфонс Муха рано столкнулся с бедностью и страданиями; трое из его братьев и сестер умерли от туберкулеза. Мать, глубоко верующая женщина, водила семилетнего Альфонса по святым местам. В возрасте одиннадцати лет, он пел в хоре собора Св. Петра в Брно, столице Моравии. Мистическая атмосфера, звуки музыки, символизм действа, богатое убранство собора производили сильное впечатление. Моравия, как и вся Чехия, находилась под управлением Габсбургов в течение сотен лет. Политические и религиозные власти Германии подавляли чешскую культуру и истребляли язык. В 1860-х годах Чешское Национальное возрождение, патриотические и националистические силы восстановили культуру Чехии и добились автономии внутри политической структуры Австро-Венгерской империи. В Иванчице население восставало с особой страстью, борьба шла за школы на чешском языке, создание городского совета и за моравские народные традиции, включая экзотический фольклор, яркие народные костюмы и беленые дома, украшенные цветочным и растительным орнаментом. Страсть к рисованию Альфонс Муха питал с самых ранних лет. Согласно традициям чешского возрождения, он считал, что истинный художник должен быть священником и патриотом одновременно, его искусство, проповедуя духовные идеалы, обязано служить просвещению и воспитанию народа. Когда ему исполнилось девятнадцать, он уехал в Вену, где нашел работу в театре. Следующие семь лет удачи сменялись неудачами, и он отдался воле случая.

Рисунок девушки

Арт Муво (Новое искусство) - это «первый шаг на пути к настоящему образному синтезу», объект которого «не только частная, но также универсальная идея, сублимированная до высшей точки гармонии, насыщенности и остроты»5. Таким образом, декоративное искусство было не чем иным, как выражением в символистских формах высоких и абстрактных образов человеческой жизни. Увлеченность идеализмом и мистицизмом привела к возникновению символистского мышления, декоративного искусства и к другой тенденции французской культуры конца века: спиритизму и оккультизму. Fin-de-siecle отмечен большим интересом к теософии, которая своими духовными посланиями расширила, или дополнила, христианский мистицизм. Это веяние пришло из буддизма, брахманизма, иудейской каббалы, египетской, греческой и прочих древних верований. Спиритисты, медиумы и психологи имели множество последователей. Еще один феномен стал решающим для символистского обоснования нового искусства. Оно якобы ассоциируется с комплексом внутренних противоречий, свойственных символизму, представляющим собой отголоски оккультизма.Рисунок девушки В последней четверти 19-го века психология, получившая большое развитие, выдвигает гипотезу о том, что искусство способно получать образы совершенно различными, неведомыми путями. Жан-Мартен Шарко и другие специалисты предложили идею о подсознании, силе внушения и роли гипноза. Социопсихолог Габриэль Тард утверждал, что приобретение потребительских товаров строго мотивировано желанием покупателя овладеть символами престижа; выбор может быть определен в сомнамбулическом состоянии, аналогичном неполному гипнозу. Суммируя все сказанное, можно сказать, что идеология символизма, спиритизм, методика визуального гипноза составляют совокупность предпосылок для создания декоративных объектов, предназначенных, пусть подсознательно и в идеализированных образах, информировать восприимчивого потребителя. Муха получал авангардные идеи из многих источников. Он знал прерафаэлитов и английское течение Искусства и Ремесла, был знаком с Полем Гогеном и Полем Серюзье, художниками группы Наби, Салона Ста, авангардным журналом La Plume, ему были хорошо известны принципы символизма и художники-символисты. Общение с творческими кругами неизбежно вело к оккультизму.

Рисунок девушки

Знакомство Мухи с Августом Стриндбергом, астрономом Камиллом Фламмарионом, полковником де Роша из Технического колледжа Парижа привело к тому, что он начал посещать спиритические сеансы, опыты экстрасенсов и пробовать автоматическое письмо. Муха участвовал и в мистических обществах, и в собраниях франкмасонов. Все это оставалось с ним до конца его дней. Муха впитывал новые влияния символизма, спиритизма, теорию гипноза, динамизм парижской художественной жизни, находящейся на подъеме, новые тенденции в искусстве, обусловленные технологией и торговлей. Это не мешало Мухе оставаться религиозным человеком, патриотом Чехии, любить народные традиции, обожать театр, верить в судьбу и беспрецедентность искусства.

скачать книгу