старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников

Ограничение по возрасту 16+ Ограничение по возрасту 16+
Союз образовательных сайтов Союз образовательных сайтов

Борис Вальехо

 

Биография художника Борис Вальехо

Родился 8 января 1941 года в Лиме, Перу.
В 1964 году эмигрировал в США, где живёт в настоящее время.
Женат на художнице и соавторе Джулии Белл.
От предыдущего брака с Дорис у него двое детей: сын Дориан и дочь Майя, которые тоже занимаются изобразительным искусством.

Boris Vallejo



Борис Вальехо

Борис Вальехо — художник-«прикладник». Он не мог и подумать, что однажды придет тот день, когда музеи и картинные галереи начнут коллекционировать его работы, ведь сейчас прикладное искусство отнесено к категории коммерческого. По нашим меркам в Соединенных Штатах печатается потрясающе много книг — 50—60 тысяч ежегодно. И у каждой книги — от триллера до легкого чтива должна быть броская, хорошо сделанная обложка. «Соблазнительная» обложка всегда будет увеличивать и значительно как число покупателей, так и доходы от продажи. И вот здесь-то можно смело утверждать, что Борис Вальехо является некоронованным королем обложечного искусства. Когда в конце 70-х годов вышло новое издание из серии приключенческих рассказов Джона Тормана и рассказы Тора (которые нашему читателю неизвестны), издателям было приятно убедиться в правильности своего выбора, доверив оформление обложки Борису Вальехо, а показал это анализ читательского спроса. Новое издание было немедленно раскуплено в том числе и теми покупателями, которые в свое время уже приобрели новеллы Тора, а все потому, что им очень понравилась обложка.

Вальехо мог считать себя по-настоящему популярным художником. Ему, конечно же, было приятно осознавать, что его работы пользуются таким успехом, тем более, если учесть, что, как и любой другой художник, создающий новое в искусстве, он не был по достоинству оценен эстетами. Несомненно, в работах Вальехо присутствует нечто такое, что оставляет огромное впечатление, даже, если при этом не влияет на художественный вкус читателя. Это, конечно, результат осознанного желания достижения цели и хорошо продуманный метод. Не секрет, что Вальехо стал известен благодаря тому, что издательство Бэлантайн Букс, его основной заказчик, выпустило книгу о нем. Итак начало работать творческое или, иначе сказать, «классическое» воображение автора. Художник сначала схватывает настроение, а затем рисует «живую картинку». И этот вот начальный набросок — более живой, яркий, более изящный и написан более свободно, чем уже законченная работа. Возможно, на Парнас его привели бы эти изящные рисунки, но его цель другая. Важно привлечь как можно больше внимания к книгам, ведь они должны хорошо продаваться. А то, как будут покупать книги, зависит от обложки, сможет ли она удовлетворить вкус среднего американца, от того, как она соотносится с жизнью обыкновенного человека. Нельзя исключать из внимания и такие средства сбыта товара, как рекламная торговля и приглашение известных кинозвезд.

Итак, каким образом происходит превращение наброска в конечный — Вальеховский, легко узнаваемый результат?

Первый шаг: надо найти модель, точную копию рисунка, затем сфотографировать в неподвижной позе. На поиски натурщика Вальехо не тратит много времени: в роли мужской натуры выступает, в основном, он сам (и свое телосложение может пригодиться художнику). А вот женской моделью чаще всего бывает его жена — Дорис Майер. Конечно же, Вальехо не позирует перед камерой, если ему надо создать образ Нубийского воина, для этого он ищет модель другого типа. Затем он печатает фотографии методом «картинка в прогрессии», а затем при помощи коричневого акрилина добивается миниэффекта, что придает формам рельефность, и, кроме того, быстро сохнет краска, что делает возможным использование других цветов, не смешивая их при этом с основой. Поэтому многие художники, чьи работы неоднократно перекопировываются, предпочитают работать в этой технике. Но не Вальехо, он также использует и традиционные методы. Когда он работает над чем-то, что требует более детальной проработки, он использует масляные краски, размягченные в скипидаре. Безусловно, сама по себе техника ничего не значит и еще не гарантирует успех. Попробовать подражать может любой. Идеи и оригинальность — вот что является неотъемлемой частью успеха. Но и Вальехо появился не вдруг и не ниоткуда — он учился у великих мастеров прошлого.

Первой работой, определившей стиль Вальехо, стало оформление обложки к книге Эдгара Раиса Берроуза. Один из редакторов Бэлантайн Букс — Ластер дель Рей вспоминает встречу, на которой обсуждалась первая работа Бориса: «Как только я вошел в кабинет своей жены — Джуди Линн является главным редактором отдела по науке — она, очень взволнованная, сразу же повела меня в отдел художественного оформления.

В это время Ян Саммерс — художественный редактор в то время, уже разложил рисунки Вальехо на столе. Даже не взглянув на меня, он воскликнул: «Ты только посмотри на этот фон! На детали! Этот парень рисует потрясающие виды».

Думаю, мне не надо говорить, что в издательстве, где получают десятки рисунков в день, подобная восторженность очень необычна».

Бориса Вальехо, наверно, можно назвать проповедником этого жанра искусства, но не в своей стране. Он родился в Лиме, в Перу, в семье состоятельного юриста. В очень раннем возрасте он заинтересовался искусством, но другим видом. Он обучался игре на скрипке и готовился к карьере скрипача. Но, как известно, своего рода переключения с одного вида искусства на другой не являются чем-то необычным среди людей творчества. Тому есть примеры: Виктор Гюго и Йокаи были еще и талантливыми графиками, Микельанджело писал великолепные стихи, Ангр, будучи художником, прекрасно играл на скрипке. Таким образом, существует немало людей, которые, являясь профессионалами в одном виде искусства, были выдающимися любителями в другом.

Однако Вальехо забросил на два года искусство, чтобы заняться медициной. Позднее он блестяще использовал свои познания, особенно в анатомии. Но, в конце концов, он, поддерживаемый своими друзьями и коллегами, которые заметили его способности к рисованию, поступает в Peru's Escuela Nacional de Bellas Artes' (Национальную школу изящных искусств в Перу) на отделение графики. К тому времени, когда он заканчивал школу, он уже был обладателем Премии лучшему студенту, даже не смотря на то, что он представил на конкурс небольшое количество рисунков. Ему предложили продолжить учебу во Флоренции, но, хотя ему назначили стипендию, он и слышать не хотел о Европе. Нью-Йорк — вот что было его голубой мечтой. В 1964 году, совершенно не зная английского языка, с 80-ю долларами в кармане, он прибыл покорять этот город (так же, как герой Бальзака отправился в Париж). К счастью он встретился с перуанскими иммигрантами, которые помогли ему найти жилье, а позднее — работу в отделе рекламы в одной из страховых компаний. За шесть месяцев испытательного срока он успел поработать в Хартфорде, Коннектикуте, а позднее его перевели в Нью-Йорк. Здесь с ним произошло много хорошего, здесь же он встретил свою жену Дорис. Ему понадобилось два года, чтобы уйти из компании и стать свободным художником-графиком. В последующие восемь лет он брался за любую работу, какую давали. Он выработал для себя основное правило в работе печатающего и издающего свои произведения человека: когда только начинаешь работать — не отказывайся ни от какой работы, потому что все новое приходит к тому, кто впитывает в себя все и всем интересуется. И, кроме того, если новичок боится «грязной работы», кто же за него ее сделает? (правда, под «грязной работой» подразумевалась рекламная графика, рождественские открытки и другое, предназначенное для коммерческих целей). Вальехо многому научился. Для него стало привычным работать в различных жанрах, что, в конечном счете, помогло ему найти и развить свой стиль. А главное — он научился тому, как точно и в срок выполнять работу, которая не требует ни особых размышлений, ни вдохновения.


Борис Вальехо

За рождественскими открытками, рекламой ботинок и галстуков последовали комиксы, он окунулся в мир комиксов. Борису нравилось работать в этом стиле. Глядя на своих сильных с выпирающими мускулами героев, на фантастических монстров, он, очевидно, понимал, что это могут рисовать и другие, просто ему удается это лучше, чем остальным. И его уверенность в себе была обоснованной: когда он принес несколько своих рисунков в Марвел Комикс, то сразу же понял, что им понравилось и они хотели бы их оставить у себя. Работая в этом жанре, Вальехо создает образы фантастических существ — будь то вымышленные животные или герои-полубоги, подобные Варвару Конану. И постепенно его изображение подобных персонажей становится эталонным. Позднее Вальехо решает перейти из жанра комиксов на оформление обложек, может быть, еще и потому, что плата за его работу, сравнительно с затраченным временем, была невелика. Решение пришло в 1975 году, и оно оказалось верным: уже в следующем году он получил ряд заказов от одного из самых известных издательств — Бэлантайн Букс, выпускающего приключенческие романы. Вальеховская версия Тарзана стала необычайно популярна. Он разрушил образ голубоглазого, светловолосого, грациозного, атлетически сложенного аристократа, а взамен предложил грубую силу, крутой нрав и выступающие мускулы. Успех его рисунков объясняется еще и тем, что животные, которых он изображал, были по-настоящему живыми: приводящие в ужас гориллы, гордые и величавые слоны, удавы. Они совершенно не были похожи на те картинки, которые можно было увидеть в «Книге о джунглях», они были словно живые, для которых нет равных по силе. Да и Тарзана раньше рисовали больше похожим на чемпиона, честно выигрывающего поединки, из-за плеча которого вот-вот появится судья. И не случайно одним из самых известных исполнителей Тарзана был Джони Вайсмюллер — чемпион по плаванию.

Успех обложки в новом издании книги был столь грандиозен, что по просьбе читателей был издан альбом, который быстро раскупили.

Одним из наиболее типичных персонажей Вальехо является великодушный дикарь, обладающий грубой, почти нечеловеческой силой, но тем не менее в его облике и осанке присутствует что-то такое, что отличает его от варваров, существовавших в доисторические времена. И это «что-то» — простота и благородство. И как противовес к этим персонажам, в его рисунках можно увидеть прямо противоположное — в основном — это — монстры, фантастические образы которых напоминают вымерших животных. В «зоопарке» Вальехо можно найти множество разнообразных чудовищ, таких, как: собака с головой льва, хвостом ящерицы и крыльями летучей мыши, ужасный шестиногий ягуар с телом орла, монстр с головой пантеры и кожей динозавра, напоминающий лягушку, гигантский хамелеон, похожий одновременно на кентавра, единорога или какого-то другого крылатого демона-хищника — полуженщину, полуптицу.

А женщины — достойные спутницы дикарей. Иногда, правда, он рисовал хрупких, кротких рабынь. Но настоящие героини были иными — это незаурядные женщины, сильные и великодушные. Этот тип женщин он всегда изображает одинаково. Они кажутся немного неестественными, но это лишь подчеркивает несгибаемость воли. Они совсем не похожи на голубоглазых, трогательных и капризных кинозвезд. В характере этих женщин столько твердости и воли, что они вызывают уважение. Но в то же время у них нет ничего общего с современными женщинами-атлетами. Справедливости ради, надо заметить, что не существует такого спорта, благодаря которому можно развить такие формы. Но, тем не менее, это не похоже на тела современных женщин, занимающихся атлетической гимнастикой. Тела женщин, нарисованных Вальехо, более мужеподобны, они не укладываются в традиционные каноны женской красоты. Когда Вальехо рисует, он делает неясный набросок фона: размытые очертания, легкая многоцветная дымка невероятных голубых, пурпурных, розовых и красных тонов. Этот фон — всегда продукт воображения, в то время, как люди, одежда, животные создают ощущение реальности.
Борис Вальехо

Приблизительность фона — это своеобразное требование жанра: верхняя часть картинки должна оставаться пустой для названия книги, имени издателя и, возможно, небольшой рекламы. То есть весь «сюжет» должен быть сконцентрирован на двух третьих нижней части рисунка. Но и эта часть должна быть уплотнена таким образом, чтобы самое важное было легко различимо, чтобы даже самые маленькие обложки могли донести основную мысль. Например, обложка книги «Восемь горящих свечей» (рассказ о привидениях). На обложке вы видите только свечу и две мужские фигуры (одна на самом верху лестницы, другая — в самом низу), но расположение их таково, что вся картинка нагнетает зловещую атмосферу.

Надо сказать, что в это же самое время Вальехо рисует картины другого плана: для себя он рисует юмористические — это пародии на себя и жанр, в котором он работает. Но у него не было никогда ни малейшего желания продать хотя бы одну из них. И напрасно. Вальехо открыл новый стиль — «вальехизм» и тем самым доказал и себе, и своим многочисленным поклонникам, число которых все растет, что он существует. И сейчас уже нет необходимости браться за любую работу.



ZOLTAN AROKSZALLASY

На сайте представлен раздел посвещённый чёрно-белым рисункам Бориса Вальехо.

Это рисунки Бориса Вальехо.

Другие, в том числе и цветные работы автора Вы можете увидеть на официальном сайте http://www.imaginistix.com/ 

Современная графика в жанре Fantasy
Fantasy
Эльф
Эльф
Летучая мышь
Летучая мышь
Всадник
Всадник